Тема философов и мыслителей близка каждому человеку. Дело даже не в том, что без изучения курса философии не обходится не одно высшее образование, и не в том, что легенды о философах древнего мира намертво вошли в нашу жизнь, а в том, что каждый из нас от мала до велика по-своему философ и мыслитель. Читая те или иные трактаты, мы пытаемся найти в них какие-то совпадения с собственной системой восприятия мира.

Сколько философов вы можете назвать навскидку – пять, десять? Возможно, большинство из них будут относиться к периоду Древней Греции – колыбели демократии, ораторского искусства и культа красоты. Кого бы мы не назвали из авторов литературных произведений того времени, его можно безболезненно причислить к выдающимся мыслителям античности. А Диоген с его бочкой? Это был не единственный философ, который осмелился говорить на равных с сильными мира сего, но единственным человеком, который смог сказать Александру Великому, завоевавшему полмира: «Отойди, ты закрываешь мне солнце».

Мы можем не помнить, кто это сказал, но регулярно используем в речи такие выражения как «Я знаю, что я ничего не знаю», «Платон мне друг, но истина дороже». Названия философских школ в языке уже стали нарицательными: гедонисты, эпикурейцы, циники. С древнегреческого философия переводится как «любовь к мудрости» - на этом обычно любые попытки идентифицировать эту науку заканчиваются. Философы говорят нам о собственном мировоззрении, о месте человека в жизни, труде, счастье, физической и моральной смерти, и о других вещах, которые беспокоят человеческий ум. «Кто я? Откуда я пришел и куда я уйду? Где мое место в мире?» - вот основные вопросы, которыми занимались мыслители во все времена. На Востоке больше внимания уделялось человеку, самопознанию и самореализации, Запад всегда был больше ориентирован на социум и рассматривал человека с точки зрения общества.

Часть вопросов, поставленных перед самим собой, человечество так и оставило нерешенными, как, например парадокс Мура. Долгое время неразрешенными оставались и парадоксы (апории) Зенона, которые отрицали пространственное и временное движение тел. Самая известная из них это, пожалуй, Ахиллес и черепаха, кстати, догонит ли Ахиллес черепаху, окончательно установили только в девятнадцатом веке. Если бы не атомистическая теория, то древнегреческая математика после парадоксов Зенона просто не вышла бы из кризиса.

К современным течениям философии относится более двух десятков школ: экзистенциализм, неотомизм, постпозитивизм, либерализм, структурализм и другие. Образование новых философский структур часто связано с разрушением или трансформацией старых, поэтому некоторые имена упоминаются в двух, а то и большем количестве школ. Например, Карл Поппер считается как основателем постпозитивизма, так и представителем критического рационализма.

У такой философии как эпикуреизм (названной по имени грека Эпикура) было несколько жизней. Причем, что интересно, нам сейчас не столько известны греческие эпикурейцы, сколько представители французского эпикуреизма XVII—XVIII века. Многие ученые и писатели увидели в этике удовольствия свет при выходе из тоннеля средневековой философии. Валла, Гольбах, Дидро, Гельвеций проповедовали разумный эгоизм, который, однако, не исключал основных постулатов церкви, однако их все равно записали в ряды вольнодумцев.

Когда-то философы воспитывали величайших правителей и были носителями наук. Чуть позже за философские и научные взгляды людей сжигали на кострах. По прошествии еще веков четырех философы вышли из тени и начали играть роль либо государственных деятелей, либо отдельных единиц, либо переквалифицировались в ученых – но все это не так повлияло на «любовь к мудрости», как новые времена. Сейчас мы можем свободно высказывать свои мысли, а название философ уже стало нарицательным.